Кила се'лай

Игровая индустрия появилась относительно недавно, но темпы её роста и развития просто поражают. За последние десятилетия игры стали не только просто средством развлечения, но и благодаря действительно талантливым и творческим людям уже некоторые игры можно отнести к настоящим произведениям искусства. Вышедший в 2007 году «Mass Effect», сразу обрел статус культовой игры. Он был просто великолепным, был способен захватить игрока с первой минуты и не отпускать до финальных титров. Потрясающая вселенная со своим глубоким и проработанным миром, с таинственным прошлым, с замысловатым переплетением отношений между различными цивилизациями. Все это влюбляло в себя практически сразу, не говоря уже о нелинейном сюжете, о потрясающем саундтреке и абсолютно уникальном игровом опыте. Игра обрела многомиллионную армию фанатов, такому массовому комьюнити может позавидовать любая франшиза, даже за пределами игровой индустрии. И все поклонники, да даже просто игроки ждали продолжения серии, и в 2010 году вышло долгожданное продолжение «Mass Effect 2», впитавшее в себя практически все достоинства из первой части. Разработчики добавил возможность использовать сохранения их первой части, что добавило ему невероятную уникальность. Во второй части была переработана боевая система, она стала более отзывчивой к пользователю, так же определенно улучшили графику и смогли закрутить сюжет о борьбе с таинственными Жнецами на новый виток развития. «Mass Effect 2» понравился практически всем, продолжение серии было столь же насыщенным и ярким, и подарило множество интересных часов геймплея. Затаив дыхание, все поклонники серии ждали финальной игры, которая закончила бы историю о капитане Шепарде. И вот, в марте 2012 года вышло долгожданное завершение эпичной саги… «Mass Effect 3»

Развитие сюжет третьей части с самого начала дает нам понять, что мир на грани уничтожения, Жнецы напали на все развитые цивилизации и готовы их уничтожить, однако труднее всех приходится именно людям. Перед капитаном Шепардом встает исключительная задача, объединить все силы во вселенной для борьбы со Жнецами. Конечно же, в игре есть возможность загрузить сохранения из второй части, что меняет сюжетную линию очень причудливыми и интересными поворотами. Далее в обзоре следует текст, в котором раскрываются некоторые детали сюжета, если вы ещё не прошли финальную часть до конца, лучше отказаться на время от прочтения этой статьи.

В качестве игрового стенда будет использован игровой ноутбук MSI GT780DXR. Данный ноутбук отличает очень недурственное соотношение цена/качество, поэтому совсем не удивительно, что многие геймеры сделали выбор в пользу именно этого устройства. Ниже представлены основные системные характеристики ноутбука:

Дисплей: 17.3" Full HD Anti-reflective Display (16:9; 1920 x 1080)
Процессор: Intel® Core™ i7-2630QM Processor
Видеокарта: NVIDIA® GeForce® GTX 570M (DDR5 1.5GB VRAM)
Оперативная память: 12GB DDR3
Жесткий диск: 1TB (7200RPM; 500GB x 2 в RAID 0)
Интерфейсы: USB 3.0 for high speed data transfer
Видеовыход: HDMI 1.4 (High-Definition Multimedia Interface) output
Веб камера: Built-in 720p HD webcam
Сеть: 802.11 b/g/ n Wireless LAN with Bluetooth
Дополнительные функции: Accelerated performance with MSI TDE Technology
Full-color programmable backlit keyboard by SteelSeries
MSI Cooler Boost Technology
Dynaudio Premium Sound Speakers

В плане графики  «Mass Effect 3» откровенно слаб, ведь игра построена на достаточно старом движке Unreal Engine 3.5. Учитывая, что самая первая часть еще в 2007 году выходила на чуть более ранней версии движка Unreal Engine 3, то изначально всем было понятно, графика в игре будет не сильной стороной. Что же, опять во всем виноваты два основных фактора.  Железо игровых консолей просто безнадежно устарело и сильно тормозит улучшение графики во всех современных играх. Вдобавок к этому на рынке игр для ПК расцвело пиратство, и основная аудитория, ради которой разработчики могли бы улучшать графику, ощутимо меньше, нежели аудитория консольных игроков. Поэтому порой затраты на ПК версии игр вовсе не окупают себя, а мало какой издатель готов рисковать деньгами при высоких шансах на убытки. Сложившаяся ситуация заставляет разработчиков делать упор именно на рынок консолей и это реалии современной игровой индустрии. Так что смириться с размытыми текстурами в игре все-таки придется, по крайней мере, об обновлении текстур до высокого разрешения пока ничего не слышно. В отличие от второй части, в плане графики чуть больше внимания уделили окружению и прорисовке уровней, а вот текстуры брони стали ощутимо хуже. Однако результаты быстродействия должны быть практически такими же, как и в предыдущей игре, ведь разницу в графике заметить крайне сложно.

Ultra; 1920x1080; 16xAF, AA (вкл), Динамические тени (вкл), Улучшенное освещение (вкл)

Как  и предполагалось ранее, действительно, разница в быстродействии между двумя играми просто минимальная, и вполне укладывается в погрешность измерений.  На тестовом ноутбуке игра идет без каких-либо «тормозов», даже в самых «тяжелых» кат-сценах FPS не проседает ниже отметки в 30 кадров в секунду, а средние показатели вообще приближаются к частоте развертки дисплея. Для тех, кто хочет поэкспериментировать с настройками, которые по умолчанию недоступны, могут изучить специальные команды. Их нужно прописывать в файл GamerSettings.ini, однако их эффективность под большим сомнением, ведь вся проблема с качеством графики из-за низкого качества текстур. Поэтому, даже после многочасовых экспериментов с изменением параметров, достичь хоть сколько-нибудь заметного улучшения в картинке так и не удалось.

Для оценки качества графики и значений FPS в различных сценах, ниже представленна галерея скриншотов:

Запас в производительности MSI GT780DXR позволяет вообще не использовать систему Turbo Drive Engine, что ощутимо снижает уровень шума от кулера. Общая температура компонентов достаточно невысокая, поэтому вполне можно насладиться игрой в тишине. Из приятных мелочей стоит отметить стильную подсветку клавиатуры и матовый дисплей, несомненно, благодаря им играть как в темноте, так и при свете солнца будет гораздо комфортнее.

С первых минут игры сразу ощущается доработанная и интуитивно понятная боевая система. Назвать игру откровенным шутером язык не повернется, но, несомненно, сама система управления персонажем и командой максимально продумана и адаптирована. Система укрытий проработана очень основательно, в результате чего, можно легко менять оборонительные и более гибко занимать наступательные позиции. Помимо удобного управления, игра заметно прибавила сложности. Подбор команды теперь стал не просто формальностью, теперь действительно нужно комбинировать и подбирать навыки под конкретных противников. Бои стали не просто уничтожением противника, а они заставляют строить и изменять тактику во время боя, а также перестраивать её под разные виды противников. Если Вы действительно хардкорный игрок, «Mass Effect 3» на максимальном уровне сложности станет для Вас достойным испытанием. К тому же добавлена интересная система апгрейда оружия, которая добавляет гибкости в настройке собственного боевого стиля. Теперь  есть возможность использовать одновременно два улучшения для каждого из видов оружия, что может сбалансировать необходимые собственные навыки и навыки команды.

Система «прокачки» не изменилась; прежнему есть изначальный выбор класса персонажа, и в зависимости от выбранного класса существует некий набор навыков, который мы самостоятельно можем развивать. Стоит отметить, что со временем, можно будет добавить еще один дополнительный навык, для этого потребуется развивать отношения с персонажами в Вашей команде. Так же в игре осталась шкала репутации, которая изменяется от принятых решений в игре. По сравнению с предыдущими частями, «Mass Effect 3» ощутимо потерял в вариативности ответов и способности более тонко отыгрывать выбранную Вами роль. Ответы разделились только на положительные и отрицательные, а возможность использовать очки репутации так вообще за всю игру можно сосчитать по пальцам. Откровенно говоря, это слегка удручает, ведь именно многогранностью ответов и решений захватывал самый первый «Mass Effect». Качество написания диалогов тоже стало чуть ниже, все же чувствуется общий упор на боевую составляющую, нежели на ролевую игру. Однако фирменный юмор игра не потеряла, Вам ни один раз придётся улыбнуться в минуты общения с персонажами, чего только стоят соревнование в анекдотах между Джокером и Гаррусом!

В игре так же появился мультиплеер, по сути, его наличие абсолютно бессмысленно, но все равно это приятное дополнение к основной компании. К тому же, есть  возможность играть за другие расы, что может понравиться очень многим поклонникам той или иной расы. От того насколько Вы часто и успешно играете в мультиплеер зависит прохождение основной компании, и это очень спорное решение. Однако, даже играя только в одиночную игру можно нормально пройти компанию и увидеть любую концовку, нужно лишь потратить на это больше времени.

Саундтрек всегда был сильной стороной всей серии «Mass Effect», и заключительная часть стала не исключением. В первой половине игры ощутить насыщенность музыкой не получается, но приближаясь к развязке, игра набирает обороты, и драматизм и эпичность очень отчётливо подчёркивается шедевральными композициями. Конечно, можно упрекнуть игру в самоповторе, многие треки заимствованы их предыдущих частей, но это не умоляет работу звукорежиссёров и композиторов. Но написанный Клинтом Мэнселом и Сэмом Халиком, трек «An End Once and For All» в финале игры способен схватить за душу и оставить бурю эмоции, с которыми невозможно совладать. Благо, что на MSI GT780DXR установлена качественная акустика от Dynaudio, которая передаст саундтрек в очень хорошем качестве.

Если говорить о самом финале, то шум вокруг него поднялся немалый. Та самая армия поклонников и фанатов в своём большинстве не просто оказалась недовольной окончанием серии, но и потребовала переписать финал согласно их представлению. Как из рога изобилия посыпались различные версии и варианты финалов, однако, при этом многие упускают очень важную деталь. Окончание история о капитане Шепарде никогда не сможет устроить абсолютно всех, по очень простой причине. Эта история у каждого и игрока своя. Я соглашусь, что любая из трёх оригинальных концовок оставляет очень много вопросов и даёт очень мало ответов по самой вселенной и её мирозданию. Однако согласиться с тем, что подобные игры должны заканчиваться утрированной сценой, где главный герой лежит на пляже и пьёт мартини с возлюбленной и лучшими друзьями, я не могу. Те, кто хотят видеть «хэппи энд», скорее всего, просто не могут смириться с той жертвой, на которую надо идти в финале игры. И авторы нас готовят к этой жертве. Невозможно спокойно пройти локацию в Лондоне, где нам дают возможность не просто поговорить с каждым персонажем, а нам дают возможность попрощаться с ними. Атмосфера настолько угнетающая, что всем нутром ощущаешь, что значит предчувствовать конец. Когда друг, с которым пройдены огонь и вода, говорит тебе простые прощальные слова. Это не пафосные и не философские размышления, а лишь разговор двух друзей, которые чётко понимают, что они больше никогда не увидятся. Одна лишь брошенная фраза «Увидимся в баре» в конце диалога, оставляет горький привкус утраты, ведь ты понимаешь о каком «баре» идёт речь. Передать словами что чувствуют от прощальных слов с возлюбленной невозможно, это все настолько сильные эмоции, что как бы ты к ним не готовился, всегда будешь застигнут врасплох. И каждый понимает, что это всё лишь игра, лишь вымышленные персонажи, но сопереживания и эмоции то настоящие…и это и есть основная цель игры. И тот факт, что в финальных роликах, мы видим перед смертью короткие воспоминания о близких нашему герою (и нам) персонажах, показывает и пытается научить нас дорожить теми близкими людьми, которые есть у нас в жизни. Учит нас идти на жертвы, ради этих самых людей и достойно принимать эти жертвы. По моему мнению, такой смысл действительно самый достойный, и он гораздо лучше, нежели какой-либо другой. Конечно, каждый может увидеть в конце игры свою мораль и суть, и это неудивительно, ведь каждый прошёл игру по своему, но лично мой финал меня ничуть не разочаровал и оказался единственно правильным.

Рассматривать «Mass Effect 3», как отдельную игру не имеет никакого смысла, это все равно, что оценивать третий том «Война и Мир» Л.Н. Толстого, в отрыве от первых двух. Вся серия это один большой и глубокий рассказ, в котором играешь главную роль. И эта новая веха в искусстве и культуре, ведь в литературе и кинематографе мы не можем принимать решения, от нас не зависит судьбы тех или иных героев, мы не чувствуем ответственность за то, что нам повествует автор. Будь то книга или фильм, мы видим лишь только то, что нам уже преподносят авторы, но игры подобные «Mass Effect» расширяют границы восприятия и меняют саму суть повествования. Космическая трилогия от «BioWare» не является просто развлечением, она стала средством получения определённого опыта и эмоций, она по-настоящему заставляет задуматься и осмыслить свои чувства. В своей основе, вся серия не просто нам рассказывает интересную историю «про космос», а затрагивает такие социальные аспекты, как дружба, любовь, смерть и ответственность. Эта трилогия способна изменить Вас и Ваш взгляд на жизнь, а это уже дорогого стоит. Она дарит просто шквал эмоций, обрушивает их на Вас и заставляет их пропустить их через себя. И уже тогда становиться совсем не важно, что финал вдруг оказался не таким, каким его многие изначально ожидали.

Играйте в достойные игры, и серия «Mass Effect» в этом смысле более, чем просто «достойная игра».

 

Данилёнок Артём
psixtiger@gmail.com

Обсуждение этого обзора на форуме